Премия Рунета-2020
Тамбов
+21°
Boom metrics
Общество12 апреля 2018 14:15

Тамбовчанам незаконно повысили плату по «первой строчке»

Прокуратура настаивает на возвращении горожанам денег, которые они переплатили управляющим компаниями
Этим летом платежка вырастет в цене почти на 7%

Этим летом платежка вырастет в цене почти на 7%

Фото: Татьяна ЧЕРНЫШЕВА

Управляющие компании нарушают закон, самостоятельно повышая стоимость платы за содержание и ремонт общего имущества, а также за услугу «Управление домом». К такому выводу пришла прокуратура Октябрьского района города Тамбова, которая на сегодняшний день проверила восемь обслуживающих организаций, расположенных в этой части областного центра.

- Это промежуточные итоги, проверки будут продолжаться до июля текущего года, - рассказали в прокуратуре Октябрьского района. - Но уже сейчас можно сделать выводы, что управляющие компании в 2017 году незаконно подняли жителям многоквартирных домов плату за жилищные услуги.

Так, по данным прокуратуры Тамбовской области, ООО «ЖК «Тамбовинвестсервис» в августе 2017 года направило в Единый расчетный центр письмо о новой стоимости жилищных услуг в 38 домах, которыми она управляет. В сентябре обслуживающая компания направила аналогичные документы еще по 63 домам.

- Между тем, протоколы общих собраний собственников, которыми увеличение размера платы было бы согласовано, ни по одному из домов ООО «ЖК ТИС» в прокуратуру района не представлено, - сообщили в региональной прокуратуре. - При таких обстоятельствах, увеличение размера платы является незаконным.

По результатам проверки прокуратура возбудила в отношении генерального директора ООО «Жилищная компания Тамбовинвестсервис» два дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ (нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования), которые для рассмотрения направлены в мировой суд.

Жителей спросить «забыли»

В рамках общей плановой проверки прокуратура также запросила сведения из ТОГУП «Единый расчетный центр». Выяснилось, что в 2017 году повышение стоимости жилищных услуг произошло по целому ряду управляющих компаний, все они решили поднять цены на уровень инфляции по итогам 2016 года, то есть на 5,2%. Вот только в большинстве своем жителей «забыли» спросить, согласны ли они на такое увеличение.

- Согласие жителей в данном случае не требуется, - уверены в одной из городских управляющих компаний. - Дело в том, что жители действительно ежегодно могут самостоятельно устанавливать плату за содержание и ремонт общего имущества, а также управление домом. Но если они не проводят собрание, или вообще не поднимают этот вопрос, управляющая компания, и это прописано в договоре, может раз в году увеличивать плату на уровень инфляции. Все жители ознакомлены с договорами и подписали их, так что основание для роста стоимости жилищных услуг у обслуживающей организации есть.

Правда, с такими аргументами оказались не согласны ни прокуратура, ни региональный Госжилнадзор, ни защитники прав потребителей.

- Я уже не первый раз поднимаю вопрос о самовольном повышении стоимости первой строчки городскими управляющими компаниями, - говорит член Общественного совета по вопросам ЖКХ при администрации области Мира Добрынина. - Этим вопросом занимается рабочая группа при Совете, но люди продолжают жаловаться, что обслуживающие организации поднимают плату без учета их мнения, и лишь информируют жителей, когда решение уже принято. Это незаконно, в данном случае нарушаются и положения Жилищного Кодекса, и права потребителей.

Как пояснила Мира Константиновна, управляющая компания по закону не может в одностороннем порядке увеличить стоимость своих услуг. Жителям могут это предложить, причем с разъяснениями, на что пойдут деньги, а люди уже вправе принимать это предложение или отказаться от него. Изменение платы жители должны обсудить на собрании собственников жилых помещений, исходя из решения которого оформляется протокол.

- Наличие в договоре с жителями пункта, который «развязывает» руки обслуживающим организациям, противоречит федеральному законодательству, - считает Мира Добрынина. - И даже если люди по незнанию подписали документ, содержащий такое условие, оно является незаконным.

С УК нужно требовать отчет

По мнению правозащитников, нежелание УК соблюдать закон и принимать решение о росте платы вместе с жителями объясняется предельно просто — людям придется объяснять, за что с них ежемесячно собирают приличные суммы, а это далеко не каждая обслуживающая организация может объяснить. Вместе с тем, опыт некоторых тамбовских домов показывает, что если расход средств поступающие по первой строке контролируют сами жители, денег хватает и на ремонт и на достойное содержание домов.

– В доме № 24/2 по ул. Набережной жители наладили самые тесные взаимоотношения с обслуживающей организацией, и каждые три месяца требуют отчет о том, куда направлены средства первой строчки, - рассказывает Мира Константиновна. - Выяснилось, что УК расходует даже не все средства, собранные с жильцов, образовывается резерв, который тратится на дополнительные работы по решению людей. Но сожалению, таких активных жителей в Тамбове единицы.

Этим и пользуются недобросовестные УК, чаще всего, когда у жителей завершается срок действия договора на очередной год, обслуживающая организация «по умолчанию» направляет людям новый, уже с более высокими расценками. Протоколов решения собраний жителей, которыми утверждалась бы более высокая плата за услуги УК, большинство обслуживающих организаций в прокуратуру предоставить не смогли.

- По итогам проверки руководители ряда управляющих компаний привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ «Нарушение порядка ценообразования», - рассказали в прокуратуре Октябрьского района. - Кроме того, в настоящее время прокуратурой района ведется работа по обязанию управляющих организаций выполнить перерасчет и возвратить жителям незаконно начисленные суммы по «первой строке».

Известно, что в добровольном порядке требования прокуроров сделать жителям перерасчет пока выполнила одна-единственная обслуживающая организация.

Госжилнадзор судится

Вопрос платы по первой строчке находится на контроле и в управлении государственного жилищного надзора Тамбовской области.

- Год назад всем управляющим компаниям города Тамбова направлялись информационные письма, в которых руководители обслуживающих организаций предупреждались о недопустимости индексации роста платы в одностороннем порядке, - говорит начальник управления государственного жилищного надзора Сергей Захарцев. - Но жители продолжают жаловаться в управление на подобные нарушения. По одному из таких обращений была проведена проверка и ООО «ЖК «ТИС» выдано предписание устранить нарушение и вернуть жителям переплаченные по первой строчке деньги. Это предписание обслуживающая организация обжаловала в суде, но суд при рассмотрении этого спора встал на сторону Госжилнадзора и принял решение в нашу пользу. Аналогичное решение суд принял в отношении ООО "ЖилТехСервис".