Премия Рунета-2020
Тула
+19°
Boom metrics
Звезды21 июня 2012 10:50

Гонорар для Цоя за концерт в Туле выбивали через комсомол

А когда денег не давали, организаторы грозили заметкой в «Комсомолке» [редкие фотографии]
Источник:kp.ru
Гонорар для Цоя за концерт в Туле выбивали через комсомол

Гонорар для Цоя за концерт в Туле выбивали через комсомол

Светлый, стильный интерьер ночного клуба. Плетеные глубокие кресла. Чашка кофе на стеклянном столе. За столом - светловолосая, привлекательная и, как говорят ее коллеги, не растерявшая собственного потенциала женщина. Мы встретились с Ларисой Фирсовой на работе. В культурно-развлекательном центре «Премьер», где она трудится управляющей. «Только не о Цое», - как отрезала с первых минут Лариса Михайловна, как узнала, зачем мы пришли. Мол, знакомые итак смеются: сколько лет, а все о Цое да о котлетах.

Но уж если повезло однажды в жизни общаться с таким человеком, то просто грех не поделиться с читателями «КП», которые еще не знают, каким Цой был в 1987 году. Тогда в Туле Лариса Фирсова организовала концерт «Кино». Мероприятие по тем временам, хоть и начиналась перестройка, рисковое, чуть ли не табуированное. Так что символично, что поделилась с нами Лариса Михайловна своей историей в клубе «Табу».

КОНЦЕРТ ЦОЯ И КАСПАРЯНА СТОИЛ КАК ЗАРПЛАТА НАЧАЛЬНИКА ЦЕХА

- Вы же наверняка знаете, что 21 июня Виктору Робертовичу исполнилось бы 50 лет…

- Только давайте он не будет Робертовичем, я не буду Михайловной, потому что это было 25 лет назад, мы были молоды, беспечны. Я только приехала у Тулу работать. Мне хотелось много всего интересного придумать во Дворце культуры профсоюзов, который находился в этом здании в советское время. И все время хотелось свежего, необузданного. Время перемен, в стране перестройка - все можно, все позволительно, во всяком случае это было не очень наказуемо.

В это время все уже начинали говорить о Цое. Скажу честно, я не очень хорошо знала его творчество. Просто хотелось чем-то поразить этот город. Я прочитала маленькую заметку в «Комсомольской правде» о группе «Кино» и подумала: вот кого мне нужно пригласить. И я через кого-то узнала, что существует ленинградский дом самодеятельного творчества. Я туда по справке звоню: «Есть у вас такая группа «Кино». «Есть. Звоните Марьяне Цой». Я ей перезваниваю. Она мне говорит: группу привезти не получится, а акустический вариант, пожалуйста, это два музыканта Виктор Цой и Юрий Каспарян, стоят 200 рублей. Это тогда были нереальные деньги. Это зарплата како-го нибудь начальника цеха. Но вот группа «Зоопарк», например, приезжала за 700 рублей.

И мы придумали, что мы найдем сто рублей. Я позвонила в местный райком комсомола, сказала, что будет фурор, приедет лидер молодежи. Ребята не сильно разбирались на тот момент. «Поддержим, проведем фестиваль молодежной музыки». Слово рок тогда не было. То есть под Цоя мы придумали событие. Это было 27 июня - ко Дню молодежи. (Лариса Михайловна показывает фото, где Цой стоит на сцене, сзади эмблема фестиваля - Авт.)

Мы еще позвали группу «Коррозия металла». Они стоили 100 рублей. Подтянули и местные группы. Но все это делалось ради Цоя.

- Как же вы встретились?

- Они приехали в 5 утра на поезде Кисловодск-Ленинград. Вышли все такие помятые, в черных сатиновых рубашках, в черных брючках, джинсах, кроссовках-полукедах. Каспарян, Цой и Марьяна.

Было тяжело найти, куда их поселить - денег не было. И я пошла к одному руководителю организации «Тулауголь». Он мне дал ведомственную гостиницу. Это жилой дом, в нем - квартира советского типа с высокими потолками, коврами. Квартира двухкомнатная, потому что на тот момент Марьяна с Виктором были уже мужем и женой, у них уже был сын - год с небольшим.

Есть они хотели очень сильно. У меня денег особо тоже не было. Было 10 рублей. И мы пошли в чебуречную. Потом я наделала котлет, картошки наварила, принесла на работу. Они перекусил и пошли смотреть аппаратуру.

- Читаешь воспоминания о Цое. Такое ощущение, что Цой постоянно ходил в чебуречные. Он действительно так любил чебуреки?

- Нет, у нас чебуречная была просто через дорогу от этой гостиницы. К тому же это была вкусная, быстрая еда, достаточно дешевая. Денег еще оставалось, чтобы не один раз поесть чебуреков.

Но Виктор не брал денег. Брал или Каспарян, или Марьяна. Виктор вообще, мне кажется, без еды мог обходиться. Он был очень отстраненный, спокойный. И это была не показная отстраненность, а откуда-то оттуда данная (показывает наверх - Авт.). Ему было все равно. Мы тут все кружимся, Марьяна трещит: «Когда будут деньги?»… Он в этих разговорах не участвовал. Подперев голову рукой с железкой (кольцом - Авт.) на пальце и куда-то смотрел. Он такой, хороший мужчина для женщины, потому что никаких проблем с ним видимо не было.

«С ДЕНЬГАМИ ПРОБЛЕМЫ»

- Но хлопоты наверняка были с фестивалем…

- Конечно! И немало. «Коррозия металла» приехала - группа шумная, поклонников у нее тогда уже было много. Я их поселила в общежитие какого-то завода. Они перебили все окна, пьянствовали. Но все решалось, потому что была советская милиция, которая все урегулировала.

- «Коррозия металла» тогда была популярнее «Кино»?

- Да, группа была очень популярная. И группы, конечно, разные. Но мне было совершенно плевать, подходят они друг другу или нет. И я объявила Цою, что у нас еще будут местные группы и «Коррозия металла». Марьяна сказала: «Ой, навоняют они, эти металлисты. Вить, давай после них будем выступать». Он говорит: «Ну, давай».

А я ему говорю: «Вить, еще кроме этого ты должен сидеть в жюри». Он совершенно этого не хотел. Я ему говорю: «Надо! Ты должен встать, поклониться людям». И Витю посадили в жюри, он сидел за столом - все как положено, он что-то писал, баллы выставлял, какие-то места мы присудили.

- И вот Цой вышел в зал…

- Была овация! Пришли же люди, которые его знали. К нему на улице подходили здороваться. Он к этому относился совершенно спокойно. Подошел какой-то парень, фотографировал, на следующий день привез снимки - вот эти самые.

- А как он себя вел на сцене?

- Он был зажатым. Помню, что мне его выступление не очень понравилось, не сильно поразило. Я была просто довольна тем, что видела, как народ на него реагировал. Я была довольна тем, что это получилось.

Ведь на самом деле было сложно. Меня вызвали на собеседование в горком комсомола по поводу Цоя. Какие-то коммунистические организации нас проверяли. Тогда же существовал список песен, утвержденный в комсомоле, которые разрешено было играть на дискотеке. Идеологии тогда уделяли пристальное внимание. Хотели узнать, что мы такое проводим. Но тогда уже это не так было опасно, контроль был немного ослаблен.

Но что он пел на самом концерте, я даже не помню. У меня были проблемы с оплатой концерта. Мне было просто не до этого.

- Что за проблемы с оплатой?

- После выступления мы сто рублей заплатили, а вторые сто рублей комсомольцы не привезли. На второй день нужно расплатиться в ребятами. Они уезжали в Ленинград. Я звоню комсомольцам, говорю: «Везите свои сто рублей». Они говорят: «С этим проблемы…» Я в слезы, не знаю, что делать: у нас тоже нет этих денег. И говорю им: «Я тогда про вас напишу в «Комсомольскую правду». Я вообще всем грозила «Комсомольской правдой»!

Это подействовало безотказно. Комсомольцы взяли паузу. Мы поехали в гостиницу. До отправления поезда оставалось несколько часов. Марьяна купила редиски. Мы ее намыли, хлеба нарезали, поставили солонку. Сидим в этой гостинице на кухне, макаем эту редиску в соль и ждем, когда комсомольцы привезут деньги.

Они приехали, важные, на восьмой модели, как сейчас помню. Привезли сто рублей, говорят: «Ладно, давай отвезем Цоя на вокзал». Я отказалась, мол, сами доедем. Не могла пережить унижение с этими деньгами. И мы поехали на 8-м троллейбусе. Они про ребенка говорили, волновались, как там Саша. Правда, Цой в основном молчал.

МАРЬЯНА ДОМИНИРОВАЛА

- Когда я отдала первые сто рублей, Марьяна спросила, где у вас тут барахолка (где фарцовщики продавали всякие шмотки)? И поехала на эту барахолку, купила себе какие-то туфли, с острыми носами, на шпильке - сейчас я бы сказала винтажные. Она хвалилась: «Смотри, какие я себе туфли купила». Стоили они рублей 25-30. А Вите было все равно.

У них очень сильно доминировала Марьяна. Они мне не понравилась. Я расстроилась, когда ее увидела. Слишком напористая. Может, ему и нужна была такая женщина…

- Казалось, что был под каблуком?

- Казалось. Но на самом деле ему было все равно. У него был свой мир, он был другой.

У ЦОЯ БЫЛА ДЕМОНИЧЕСКАЯ ЭНЕРГЕТИКА

- С Цоем только тогда, в `87-м году, удалось пообщаться?

- Как-то мы поехали в Ленинград. Шла по улице и столкнулась нос к носу с Цоем, Каспаряном и Жанной Агузаровой. Мы так друг другу обрадовались! Мы обнялись, такие счастливые. Я спрашиваю: «Откуда идете?» «С репетиции», - отвечают. Я отозвала в сторону Каспаряна - у меня с ним более близкие отношения сложились. Спрашиваю: «А что это за девушка, такая странная?» Он говорит: «Да, она такая, не обращай внимания». А Агузарова была с какими-то цветными ленточками в волосах, с челкой, черными бровями. Смешная такая.

- Помните, как вы узнали о гибели Цоя?

- Да. Я шла по коридору служебному, вылетела сотрудница моя, говорит: «Ты знаешь - Цой погиб!» Я в ленинградский дом творчества быстрее звонить. «Да, - сказали, - Цой погиб»…У меня был шок. Я долго не могла прийти в себя.

Позже я гуляла у стены Цоя, думала, как странно: для людей здесь он кумир, а я ему котлеты делала…

Знаете о чем я жалею? О том, что не поговорила с ним. Всегда же думаешь, что есть время. Но мы договорились тогда, что группа «Кино» в полном составе приедет еще в Тулу.

- Все говорят о феномене Цоя. Погиб 22 года назад, а песни все популярнее и популярнее. Его не забывают. Как-то для себя это объясняете?

- Это демоническая энергетика и спокойствие, которое покоряло. Мало по жизни встречала людей, которые настолько спокойно относятся к тому, что происходит вокруг.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ЭКСКЛЮЗИВ: Отец Цоя: «Витьку не забывают, а гонораров хватит на две жизни»

74-летний Роберт Цой старается избегать общения с прессой, но неожиданно согласился встретиться с корреспондентами "КП" недалеко от его дома

Роберт Максимович Цой. Сын помогает ему даже после своей смерти.

Роберт Максимович Цой. Сын помогает ему даже после своей смерти.

- Конечно же, я испытываю чувство гордости, когда столько людей вокруг говорят о моем сыне, - начал свой рассказ Роберт Максимович, - Многие после его смерти говорили что пройдет год, два, ну пять лет и потихоньку о нем забудут. Но нет! Прошло 22 года, а популярность его не уменьшается, а только растет с каждым годом. Это феномен. Такой популярности, как у моего Витьки нет ни у кого. Также Роберт Максимович развеял слухи по поводу того, что он возражает против установки памятника музыканту в Петербурге. Отец Виктора Цоя уверил нас, что он как раз обеими руками «за». - Разве я могу быть против своего сына? – удивился Роберт, - Гордиться надо только. Сейчас активисты и улицу хотят назвать в честь него. Это тоже благо. Я согласен с такими предложениями. После ухода из жизни музыканта, отец до сих пор получает гонорары с продажи дисков, футболок и других предметов с символикой «Кино» и портретами Виктора. - Да, я получаю деньги, причем очень хорошие, - заскромничал мужчина, - На две жизни хватит!.. Подробности и видео>>>

УЧАСТВУЙ, ГОЛОСУЙ, ОБЩАЙСЯ!

Прими участие в нашем конкурсе "Попробуй спеть вместе со мной"!

Пройди тест: "Хорошо ли ты знаешь песни Виктора Цоя"!

А здесь - наше сообщество поклонников группы "Кино" - "Виктор Цой - жив!"