Премия Рунета-2020
Кострома
+10°
Boom metrics
Общество20 мая 2022 13:31

В Костромской области родственники ветерана войны к Дню Победы не смогли привести его могилу в порядок: людей не пустили на кладбище

Эта проблема не решается вот уже несколько лет, рассказывают костромичи
Фото: из семейного архива Татьяны Руцкой

Фото: из семейного архива Татьяны Руцкой

Житель Буйского района Николай Разгуляев был призван на фронт в первые же дни войны, ему тогда исполнился 31 год. После обучения он был назначен артиллеристом-наводчиком 45-миллиметровой пушки. Прошёл всю войну, не получив ни одного ранения, только лёгкую контузию. В боях он проявил удивительное мужество и героизм, получив два ордена Красной Звезды, орден Славы III степени и медали. Его внучка, Татьяна Руцкая, нашла выписки из приказов командования на сайте ветеранов ВОВ.

«Младший сержант Разгуляев Н.Ф. в бою за деревню Широкое болото Поныровского района Курской области 5 июля 1943 года показал исключительную стойкость, мужество и героизм. При наступлении танков противника "Тигр-6" наводчик Разгуляев Н.Ф. прямой наводкой и правильным прицельным огнём из 45-миллиметровой пушки уничтожил один тяжёлый танк противника. Одновременно с этим товарищем Разгуляевым Н.Ф. было уничтожено до 25 немецких солдат и офицеров. Атака противника была отбита».

За этот подвиг 14 июля 1943 года Николай Разгуляев получил первый орден Красной Звезды, который впоследствии спас ему жизнь. Пуля, выпущенная неприятелем в солдата, срикошетила от ордена, отколов эмаль.

«В бою за город Порицк и высоту 218,9 Порицкого района Волынской области 18 июля 1944 года, когда противник предпринял танковую контратаку, товарищ Разгуляев Н.Ф. со своим расчётом, выкатив орудие в боевые порядки стрелковых подразделений, прямой наводкой расстреливал наступающую пехоту и танки врага. В этом бою товарищ Разгуляев со своим расчётом уничтожил двадцать одного немецкого солдата и офицера», - говорится в приказе о награждении Николая Разгуляева вторым орденом Красной Звезды.

А в феврале 1945 года солдат получил третью почётную награду, орден Славы III степени.

«Товарищ Разгуляев, отлично ведя сокрушительный огонь по вражеским укреплениям и подавив основные узлы сопротивления противника, помог нашей пехоте с минимальными потерями выбить врага из укреплённых рубежей и занять населённый пункт. В этих ожесточённых боях товарищ Разгуляев Н.Ф. огнём своего орудия подавил огонь четырёх вражеских пулемётов и уничтожил до двадцати немецких солдат и офицеров», - гласит приказ о награждении.

По воспоминаниям его дочери, Николай Разгуляев участвовал в первом Параде Победы в 1945 году и домой вернулся только в июне.

«В качестве «контрибуции» от фашистской Германии дед привёз домой большую чугунную сковородку, перочинный ножик с гильзой вместо ручки, бритву из крупповской стали и щипцы для колки сахара», - вспоминает внучка ветерана Татьяна Руцкая.

После войны Николай Фёдорович прожил 25 лет. Он был похоронен на кладбище у храма Св. Макария Писемского Буйского района Костромской области. Это место находится в двух километрах от своей деревни Брылинское, где ветеран прожил всю жизнь.

В семье чтут память героического предка, передают из уст в уста истории о его подвигах. Однако, вот уже два года потомки Николая Фёдоровича вынуждены вести собственную войну, охраняя его покой.

Всё началось в год 75-летия Великой Победы: на кладбище было разорено несколько могил ветеранов. С некоторых пропали надгробия. С места захоронения Николая Разгуляева исчезла установленная родственниками ограда и фотография ветерана. Внучка обратилась в прокуратуру, после чего на могиле появилась другая оградка.

«Воткнули кое-как, не покрасили. Кто виноват в этом преступлении, за два года так и не выяснили правоохранительные органы. На мои просьбы наказать виновных — отказ: не могут найти этих самых виновных! Боюсь, что факт вандализма может повториться», - беспокоится Татьяна Руцкая.

Проблему широко освещали костромские СМИ: региональное представительство ИА «Регнум», ГТРК, «Российская газета». Так, ИА «Регнум», ссылаясь на высказывания местных жителей, пишет, что ограды и надгробия были удалены по решению «хозяев храма». Однако, настоятельница монастыря в беседе с корреспондентом опровергла данную информацию.

Как сообщает прокуратура Костромской области, в 2020 и 2021 годах полиция возбудила пять уголовных дел по факту хищения намогильных сооружений. Но, так как виновники не были найдены, расследование дел приостановили.

«По уголовным делам выполнены все следственные действия, проведение которых возможно в отсутствии обвиняемого», - добавили в ведомстве.

Правоохранители не сумели найти ни очевидцев преступлений, ни место нахождения или сбыта похищенного с могил имущества.

Странные вещи на местном кладбище продолжают происходить по сей день. «Ещё меня тревожит то, что монастырь, спрятавшись за трёхметровый металлический забор, запрещает в удобное для родственников время посещать могилки на кладбище. В страстную неделю, например, не дали возможность прибраться на могиле», - жалуется Татьяна Руцкая.

С просьбой защитить могилу ветерана внучка обратилась в Бессмертный полк.

«Прошу вас вмешаться в эту историю, потому что я уж не знаю, куда ещё написать! Даже в генпрокуратуру посылала переписку с местными органами — весь пакет документов прислали мне обратно! Прошу содействия в восстановлении справедливости в память о моём замечательном деде. Документы, подтверждающие сказанное, у меня есть. Отвечаю за каждое сказанное мною слово!», - пишет Татьяна Руцкая.

По информации областной прокуратуры, представление главе администрации Центрального сельского поселения Буйского муниципального района, которое касалось, в том числе, и обеспечения беспрепятственного доступа граждан на кладбище, было внесено ещё в 2020 году. Однако, у Костромской Епархии имеется собственная точка зрения на сложившуюся ситуацию.

«Макариево-Писемский женский монастырь, как и любой другой монастырь Русской Православной Церкви, имеет свои правила внутренней жизни и посещения. Сложившаяся ситуация, по которой на территории монастыря имеется действующее кладбище, неудобна ни сестрам обители, ни родственникам похороненных.

Полагаем, однако, что в этой ситуации необходимо искать разумный компромисс, например, посещая кладбище в установленное монастырем время, поскольку немногочисленные сестры монастыря не в состоянии обеспечивать круглосуточное посещение кладбища родственниками почивших.

За 30 лет существования Макариево-Писемского монастыря у нас есть только один человек, обращавшийся в различного рода инстанции за разрешением бесконтрольного допуска на кладбище. Другие родственники покойных посещают кладбище в установленные часы, понимая сложившуюся ситуацию», - говорится в официальном ответе Костромского Епархиального управления.