Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Звезды14 ноября 2018 13:43

«Зачем Анна Михалкова позорит жен и материнство?»

Не ждите сериалов-событий на телевидении. Их там уже не будет
Анна Михалкова близко к гениальности играет бабу, которая в стремлении сберечь семью накопила в себе адский запас черного зла

Анна Михалкова близко к гениальности играет бабу, которая в стремлении сберечь семью накопила в себе адский запас черного зла

Фото: кадр из фильма

Сериал «Обычная женщина», который видные критики взахлеб хвалили еще до премьеры, с треском провалился. ТВ-3 мужественно показал его до конца, что по нынешним временам неслыханное благородство: окажись в такой ситуации Первый канал, снял бы с эфира без каких-либо объяснений, как делал не раз. И не два.

У сериала есть ряд очевидных, даже кричащих недостатков: он снят со слишком уж нарочитой оглядкой на классический образчик жанра - американский Breaking Bad; в нем предостаточно ляпов (Анна Михалкова два часа едет вглубь непролазной чащобы прятать труп, наутро его находят играющие дети, на вид первоклашки. Они в лесу живут, или героиня - дура, и приехала в парк в центре города?). Характеры - изначально блестящие и насыщенные, до обидного статичны, развиваются едва-едва, а после девятой, финальной серии, история вообще «попала под поезд»: сериал просто закончился - на кульминационном пике, без сколько-нибудь внятной развязки.

Но при этом это была очень яркая попытка передать на сериальном языке эмоциональное ощущение эпохи, многим созвучное: как вечного ноября - безвременья, где нет места любви и надеждам. Абсолютно все герои - жертвы, включая сутенершу Марину, травмированы прошлым - настолько, что это лишает их права на будущее. Концентрируя реальность в сгусток, создатели сериала отрываются от нее и летят куда-то в направлении сюрреализма и экзистенциального страдания, заставляя мелькать в сознании всполохи виановской «Пены дней». Это делает фактологические претензии к «Обычной женщине» никчемными. Героиня Догилевой легко читает сообщения в айфоне невестки - в жизни так не получится, если свекровь не хакер, но не будем же излишне строги. Все-все менты и прочие силовики в сериале - олицетворение темных сил; на самом деле так не бывает, но в сюрреалистических снах только так и нужно.

Темная история цветочницы-сутенерши, снятая тончайшим Борисом Хлебниковым, может, и не безупречна, но более чем достойна зрительской рефлексии. Анна Михалкова (главная представительница знаменитой фамилии в русском кино в данный момент) близко к гениальности (ей бы еще драматургию пологичнее) играет бабу, которая в стремлении сберечь семью накопила в себе адский запас черного зла — и он, конечно, рванет, если дать ей развернуться за пределы смешного лимита в 9 серий.

Только ничего этого, наверное, уже не будет. Сериал в телеэфире толком не смотрели, несмотря на массированную рекламу. Несколько причин лежат на поверхности: время показа сменили в последний момент, была жесткая конкуренция по тайм-слоту на других кнопках; опять же не все знают, что ТВ-3 теперь старается показывать хорошее телекино — там зритель все еще любит проект «Слепая» (захватывающее мракобесие без сюрреализма).

Но подлинное объяснение, пожалуй, отражено в зрительских комментариях. Сериал бесплатно и официально выложен много где, его аргументированно хвалят, но негатив перехлестывает даже в «прогрессивном» YouTube:

«Остался негативный осадок. Как может женщина - мать, любящая жена, нежное создание быть сутенеркой и бандиткой? Сама суть и «глубокий смысл» этого фильма мне противны...».

Считаю, что это дискредитирует матерей, жен и материнство в целом. Этот сериал не для массового просмотра… Куда смотрит цензура?».

«Господи теперь у нас про сутенерш фильмы снимают. К чему наш народ приучают? Ясно, какие группировки этот фильм финансировали». «После этого фильма хочется помыться с мылом. Мерзость». «Отвратительный сериал. И ничему хорошему он не учит. Очень жаль, что Михалкова снялась в таком «фильме».

Классический телезритель видит чернуху даже там, где ее нет, и бежит от нее прочь; телепублика не хочет про тех, про кого непонятно — хороший он или плохой. Зрители хотят трехаккордных мелодрам и несложных детективов, раскрашенных исторических лубков (с Безруковым особенно хорошо: недавний «Годунов» натурально порвал рейтинги, задавив конкурентов на каналах-соседях).

Попытки выйти за рамки этих ярмарочных жанров, делать рефлективное, сколько-нибудь глубокое телекино, проваливаются одна за другой. Общемировая тенденция, когда серьезные режиссеры, уйдя из кинематографа, прекрасно чувствуют себя в телевизионной индустрии, налетела на российские реалии, как «Титаник» на айсберг. С похожими последствиями.

Нет, зритель, конечно, никакой не дурак. И всегда есть еще один шанс попробовать - снять нечто, что наконец-то взорвет консервативный эфир. Только, похоже, продюсерам хочется рисковать все меньше и меньше.

Куда симпатичнее им кажется идея завести маленький свечной заводик - то бишь онлайн-кинотеатрик, и попытаться продавать качественный продукт там. В наших условиях, когда процветает пиратство, а люди не готовы вот так сразу платить хотя бы и 129 рублей в месяц, это приводит к тому, что две крупных премьеры - «Домашний арест» и «Звоните Дикаприо!» - остались практически незамеченными. О них не заговорили.

Пока писался этот текст, пришло известие: давно обещанный фантастический сериал «Лучше чем люди» с Паулиной Андреевой, снятый для Первого канала, там пока не покажут: премьера состоится в очередном интернет-проекте. После эфирного неуспеха «Обычной женщины» ТВ-3 отменил и перенес куда-то на 2019-й премьеру сериала «Мертвое озеро» - мистический нуар с Евгением Цыгановым, заставляющий вспомнить, что такое саспенс.

Качественное российское телекино - это узкая грядка с буйными всходами, только продавать этот пусть спорный, но симпатичный урожай негде. Телевизор дискредитирован окончательно и навсегда, остальные прилавки завалены американским и европейским импортом.

P.S.

Уважаемые читатели, мне казалось, что я достаточно ясно выразился в тексте, но видимо, не совсем. К тому же многие читают совсем невнимательно и торопятся написать в комментариях, что рецензия «бессовестная и нечестная», поскольку не согласны с тем, что «сериал провалился». Поэтому я вынужден объясниться в этом постскриптуме.

Поймите, тот факт, что вам сериал понравился (как и мне), еще не значит, что он имел коммерческий успех. Каждая серия «Обычной женщины» стоит как 3-комнатная квартира в неплохом районе Москвы. Минимум. Эти деньги надо вернуть. У ТВ есть только одна возможность это сделать: подманить к экранам побольше народу и показать людям вместе с сериалом еще и рекламу. Грубо говоря, чем народу больше, тем больше рекламодатель заплатит за показ ролика (количество зрителей замеряет специальная организация аппаратными средствами). «Обычную женщину» народ смотреть не пришел. Наоборот, его было меньше, чем обычно в это время. Вот почему сериал не имел успеха в эфире.

Есть другая модель заработка: платные онлайн-кинотеатры. По всей видимости, по ней и будет развиваться сериальная индустрия России. А по ТВ будут показывать традиционное мыло про любовь, которое по-прежнему любит большое количество людей.

Вот о чем это текст, который многих взволновал до прямого хамства. Это некрасиво, между прочим. А если вы посмотрели «ОЖ» у пиратов - нахаляву, вы ничем его создателям не помогли. Наоборот, вы украли у них надежду.