Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество16 апреля 2017 7:15

Любимая латимерия* москвичей

Что мы увидели на ежегодном параде трамваев
Москвичи и гости столицы смогли и посмотреть на любимые трамваи, и сфотографироваться рядом

Москвичи и гости столицы смогли и посмотреть на любимые трамваи, и сфотографироваться рядом

Фото: Евгения ГУСЕВА

Представьте, вы опаздываете. До места назначения можете доехать на автобусе, трамвае или троллейбусе. Какой вид транспорта выберете?

Этот вопрос на первом занятии задавал наш преподаватель по предмету "Улично-дорожная сеть". Мы, конечно, отвечали "автобус". Но правильным ответом был "трамвай".

Трамваи любят все москвичи любого возраста

Трамваи любят все москвичи любого возраста

Фото: Евгения ГУСЕВА

"Потому что самое любимое всегда оказывается самым надежным", - странно и ненаучно объяснял преподаватель.

Казалось бы, латимерия*, живущая до сих пор на улицах Москвы. Но есть у москвичей к трамваю какая-то генетическая любовь.

Этому проявлению любви каждый год пытается помешать погода. То ливень проливной устроит, то холодрыгу жуткую. И все без толку. На ежегодный парад трамваев в этом году пришло что-то около 200 тысяч человек.

И я была. И мерзла, и радовалась со всеми. И не потому даже пришла, что делать мне нечего, а из уважения к своему сумасшедшему преподавателю Владимиру Константинычу Вальцу, любящему трамваи, примерно, как Лермонтов отчизну. Странною любовью. Все эти аннушки, татры, букашки, голубые вагоны, линейки, конки, империалы...

Не смотря на холодную погоду, на параде собралось около 200 тысяч человек

Не смотря на холодную погоду, на параде собралось около 200 тысяч человек

Фото: Евгения ГУСЕВА

Трамваи выстроились на Чистых прудах, как стрела времени из шазелловского "Ла-Ла Ленда". От конки до космического обтекаемого "Витязя".

Впереди пахло навозом и били копытами белые лошади с красными ершиками на головах. За ними стояла конка с империалом - вторым этажом. В старину женщинам лезть на второй этаж не разрешали. Видимо, из целомудренных соображений.

На нынешнем параде конка была единственным экспонатом, внутрь которого тоже нельзя было заходить, причем, не только женщинам, но и мужчинам. Но зато внутри раритета стоял человек в шляпе и пенсне, похожий на Чехова. Он махал рукой, снимал шляпу и позировал.

Конка с империалом - единственный экспонат, в который нельзя было зайти.

Конка с империалом - единственный экспонат, в который нельзя было зайти.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Кстати, Чехов любил грешным делом потроллить мосгортранспорт. Называл конку "конка-догони-цыпленка" и в одном рассказе сообщал, что скорость конки равна отрицательной величине и изредка - нулю.

Некоторым все же удалось запрыгнуть на ступеньку и сделать быстрое фото с весьма реалистичным Чеховым

Некоторым все же удалось запрыгнуть на ступеньку и сделать быстрое фото с весьма реалистичным Чеховым

Фото: Евгения ГУСЕВА

За конкой стояла "Аннушка", знаменитый красный трамвай с литерой А. Уже самостоятельный, без лошадей, но с толстой кондукторшей внутри. В Аннушке работали не только мужчины, но и женщины-кондукторы. И это было круто, ведь еще в конке дамам кондукторствовать запрещалось. Предполагалось, что они по скудоумию не смогут одновременно выдавать билеты и еще считать.

За Аннушкой красовалась Букашка - трамвай, который, несмотря на ласковое народное название, недолюбливали сотрудники.

По крайней мере об этом сообщал писатель и кондуктор Константин Паустовский. В отличие от "серебряной" Аннушки, пассажиры Букашки расплачивались медными деньгами, от которых руки кондукторов зеленели, как у русалок.

Кстати, в субботу давка в раритетных трамваях стояла точь-в-точь как сто лет назад, когда в утренние предслужебные часы "в принудительных объятиях друг друга" сливалось и ругалось друг с другом по триста человек. Как свидетельствовали классики, склока с утра пораньше была непременным атрибутом трамвая. Ее начинала какая-нибудь мстительная старушка и ор не прекращался до вечера.

Если сейчас в переполненном метро недоброжелательные отзывы пассажиров вызывают граждане с рюкзаками, то в аннушкины времена до пароксизмов ярости доводили пассажиры в шляпах.

"Была в трамвае давка, Краснел сердитый нос, Ругалась бородавка, И басом кто-то гавкал, Как хриплый старый пес", - писал Игорь Холин.

Но - что удивительно - именно трамвайному единению поэты посвящали кучу стихов. Ни про какой другой транспорт не сложено столько стихов, не спето столько песен.

Не унывай, садись в трамвай.

Такой пустой, такой восьмой, - писал Мандельштам.

В детской книге Генриха Сапгира Трамвай Трамваич промок под дождем и боялся ехать дальше. Проезжавшие мимо машины поделилась с Трамваичем шинами-калошами и так трамвай стал троллейбусом.

Казалось бы, троллейбус и удобнее, и круче... Одно время Европа даже принялась массово избавляться от трамваев. И мы хотели. Но, к счастью, этого не случилось. В том числе, благодаря пассажирам. Они встали грудью на защиту народного транспорта. Устроили бучу в газетах.

Трамвай остался живым символом Москвы. Поэтому столько народу. Фотографировались на металлических подножках, открывали деревянные окна трамвая-актера Коломенского моторного, снявшегося в "Покровских воротах". Ловили краешком ботинок цветные блики, падающие с потолка, сквозь цветные витражные стеклышки.

Больше всего фотографировались с бесшумным красавцем Рижским.

Громче всего визжали от радости у Татр, вроде, не таких уж и старых, до недавних пор еще катавшихся по Москве.

Взрослым невероятно нравилось жать татровский компостер:

"Посмотри, пять дырок, пять дырок, - кричал своему чаду обезумевший от счастья папаша. - Давай еще что-нибудь пробьем. У тебя есть бумажка?

А когда трамваи тронулись, вереницей, друг за другом, больше всех аплодировали новому Витязю. Отказавшийся от типичной расцветки "белый верх - красный низ", и больше похожий на космический корабль, трамвай, всем своим видом показывал: плохие времена прошли. В крупных городах Европы снова трамвайный бум. И Москва - не исключение. А стало быть, любимому транспорту москвичей еще долго звенеть "на горячей ладони столицы".

Трамвай Витязь, уже полюбившийся многим москвичам, и на параде не остался без внимания

Трамвай Витязь, уже полюбившийся многим москвичам, и на параде не остался без внимания

Фото: Евгения ГУСЕВА

*рыба латимерия за миллионы лет никак не эволюционировала, полностью сохранила строение тела, изначальную форму скелета и окраску